- Каменщик, Дмитрий
Председатель совета директоров аэропорта "Домодедово"
Председатель совета директоров московского международного аэропорта "Домодедово" и его главного оператора - компании "Ист Лайн". Упоминался в СМИ как владелец "Домодедово".
Дмитрий Владимирович Каменщик родился 26 апреля 1968 года в Свердловске (ныне Екатеринбург) [43], [6], [40]. В интернете публиковалось много противоречивых сведений о его ранней биографии, в частности, ИА "Стрингер" утверждало, что его отец являлся одним из руководителей Свердловского ГУВД [42], хотя на сайте областного ведомства упоминался другой Каменщик - Валерий, а не Владимир [26].
В 1986-1988 годах Каменщик проходил срочную службу в танковых войсках [6], [40] (по другим данным - на флоте [12]), после чего некоторое время работал в Свердловском областном комитете по телевидению и радиовещанию [40]. В 1990 году Каменщик поступил на философский факультет Московского государственного университета, но бросил учебу уже на втором курсе [40], [32] (по другим сведениям, он поступил и ушел с факультета в конце 1980-х годов [13]).
В 1990 году Каменщик создал туристическую фирму "Малахит", которая занималась организацией шоппинг-туров в Китай [6], [37], [11], [42], [32], [40] (по другим данным, обслуживала корейских туристов [13]). Новый бизнес Каменщика хорошо развивался, и вскоре он арендовал первый грузовой самолет для челночного бизнеса. По некоторым данным, схема, которую предлагала его компания, позволяли челнокам существенно "снизить расходы на транспортировку товара и его таможенную очистку". По ней товар еще в Китае скупался подставной компанией, которая фрахтовала самолет, причем часть груза отправлялась официально и растаможивалась по минимальной цене, а часть - контрабандно, а самолет вылетал со значительным превышением задекларированной загрузки. По данным ИА "Стрингер", к 1992 году компания обслуживала 80 процентов товарооборота России с КНР и начала поставлять бытовую технику из Объединенных Арабских Эмиратов. Агентство публиковало также сведения, согласно которым в начале 90-х годов деятельность "Малахита" могла быть связана с организованной преступной группировкой "уралмашевцев" [42], [13], [42]. Впрочем, сам Каменщик заявлял, что его компания начала заниматься международными грузовыми перевозками только в конце 1993 года [38].
В 1992-1993 годах Каменщик был генеральным представителем в Москве зарегистрированного в 1991 году в Свердловске совместного советско-лихтенштейнского предприятия "Ист Лайн" (East Line) (в ряде СМИ при этом сообщалось, что фирмами из Лихтенштейна оно было зарегистрировано на Кипре только в 1994 году [42], [11]) [6], [37], [40], [16].
В 1994-1995 годах Каменщик занимал пост генерального директора авиакомпании АОЗТ "Ист Лайн" [32], [40], и в 1995 году стал председателем совета директоров группы "Ист Лайн" [32], [6], [40]. К тому времени группа получила контроль над московским международным аэропортом "Домодедово". Некоторые поздние источники сообщали, что сам Каменщик в 1993 году стал председателем его совета директоров, однако в его официальных биографиях точная дата не указывалась [16], [6].
В 1993-1994 годах "Ист Лайн" и Домодедовское производственное объединение гражданской авиации (ДПО ГА) создали в аэропорту Домодедово дочерние предприятия, которые взяли аэрокомплекс под свой контроль. Отмечалось, что успешному бизнесу фирмы Каменщика немало способствовали ее "хорошие отношения" с областной администрацией. В 1997 году "Ист Лайн" заполучил контрольный пакет и самого ДПО ГА. Таким образом Каменщик, утверждали СМИ, стал фактическим владельцем "Домодедово" [36], [37], [12], [20], [42], [15], [39].
В 1997 году для управления аэропортом была создана "Группа Ист Лайн", в которую вошли офшорная компания Airport Serviсes Development Ltd. и еще 15 коммерческих организаций. Вплоть до 2011 года Домодедово оставался единственным аэропортом московского узла с непрозрачной структурой собственности, управлявшимся через разветвленную сеть офшорных компаний, в числе которых называли Airport Management Company Ltd, Hacienda Investments, Copperwood Nominees и FML (компания-владелец "Ист Лайна"), руководителем или представителем некоторых из них был сам Каменщик [16], [9], [20], [6], [40], [11], [14]. В 1998 году группа получила взлетно-посадочную полосу Домодедово в аренду сроком на 75 лет со ставкой платежей в 107 тысяч долларов ежегодно [47], [25].
По некоторым сведениям, интересы Каменщика в 90-е годы защищал вице-премьер Олег Сосковец [42]. Сам Каменщик при этом считался непубличной фигурой; впервые он выступил перед прессой только в 1998 году [36], [38].
В 2000 году [46] Каменщик получил диплом о высшем образовании, окончив социологический факультет МГУ по специальности "экономическая социология" [6], [40], а в 2003 году защитил в том же университете диссертацию на соискание степени кандидата экономических наук по теме "Регулирование импортной деятельности России в 1992-2002 гг." [6], [41].
К 2000 году парк авиакомпании "Ист Лайн" состоял из 50 самолетов, она считалась самой крупной грузовой авиакомпанией России [12]. В 2005 году Каменщик вошел в совет директоров Европейского отделения Международного совета аэропортов (Airports Council International Europe) [43]. Как член правления ACI Europe и председатель совета директоров "Домодедово" он фигурировал на сайте организации и в 2011 году [24]. В СМИ он упоминался как советник председателя Государственной думы РФ Бориса Грызлова и губернатора Московской области Бориса Громова, а также как член Совета по предпринимательству при правительстве РФ [6], [40].
Отмечалось, что возглавляемая Каменщиком группа "Ист Лайн" вложила много средств в развитие комплекса "Домодедово" [32], еще в 1995 году компания начала строить в аэропорту новый грузовой терминал [47]. Долгое время в прессе писали, что Домодедово является единственным современным аэропортом московского узла [32]. К нему в 2002 году первыми в России были запущены поезда-экспрессы [15], а в 2009 году "Домодедово" стало первым российским аэропортом, получившим разрешение на прием и вылет самого большого в мире пассажирского авиалайнера Airbus A380 [13], [19].
Кроме авиации, "Ист Лайн" занимался также девелопментом (у компании было несколько проектов рядом с Домодедово и Шереметьево) и машиностроением. В 2002 года компания купила ряд машиностроительных активов, в том числе самого крупного производителя электропоездов в России, "Демиховский машиностроительный завод", и Октябрьский электровагоноремонтный завод (ОЭВРЗ), но продала их в 2004 году [23], [33], [29]. В том же году группа "Ист Лайн" продала компании "Тесис" принадлежавшего ей пассажирского и грузового авиаперевозчика "Ист Лайн", чтобы сконцентрироваться на управлении аэропортом [24], [12], [31].
На протяжении ряда лет пресса писала о том, что у "Ист Лайна" могут отобрать "Домодедово". "Росимущество" неоднократно заявляло о намерении вернуть "Домодедово" в собственность государства, пытаясь в судах различных инстанции добиться признания недействительными соглашения о сдачи в аренду ВПП и договора, подписанного в 1997 году с ДПО ГА, согласно которому офшор Hacienda Investments Limited получила здания комплекса "Домодедово". В ноябре 2005 года президент РФ Владимир Путин высказался по поводу конфликта с "Ист Лайном", отметив, что "государство не должно разрушать успешно функционирующий бизнес" [27]. В 2006 году было заключено мировое соглашение между "Ист Лайном" и Росимуществом, предусматривавшее повышение арендных платежей управляющей компанией, а в 2007 году президиум Высшего арбитражного суда РФ прекратил производство по иску о признании договора недействительным [12], [35], [20], [21], [22], [25].
Кроме Каменщика, в числе конечных владельцев аэрокомплекса в прессе назывались его партнеры Дмитрий Шаклеин, возглавлявший московское представительство структуры группы "Ист Лайн" - кипрской компании Hacienda Investments Limited, на которую была записана вся недвижимость "Домодедово", и Валерий Коган, о котором писали, что он, в отличие от Каменщика, не осуществлял оперативное управление, а занимался тем, что "решал вопросы" [11], [45], [12]. В разные годы собственниками аэропорта также назывались и другие лица - иностранцы Шон Кайрнс и Джейн Петерс (Sean Cairns, Jane Peters, совладельцы FML), а также сын председателя Счетной палаты РФ Сергея Степашина, Владимир, в 2001 году, по некоторым данным, купивший 51 процент "Ист Лайна" [35], [14], [16], [12], [11], [30]. По сведениям "Московского комсомольца", всего с 1991 года владельцы "Домодедово" менялись 13 раз [11].
Руководство "Домодедово" упоминалось в прессе также и в связи с рядом чрезвычайных происшествий. Так, в декабре 2010 года после ледяного дождя аэропорт "Домодедово" был обесточен на сутки, из-за чего тысячи пассажиров не смогли улететь из Москвы. 24 января 2011 года в зоне прилета международных рейсов аэропорта произошел теракт, в результате которого погибло 37 человек. Частичная ответственность за оба события была возложена на менеджмент аэропорта [10], [13], [9], [12], [11]. В апреле 2012 года уголовное дело по факту необеспечения безопасности, заведенное после теракта, было закрыто: как выяснилось, в начале 2011 года система транспортной безопасности была еще нерегламентирована. При этом в ходе расследования дела были выявлены ряд фактов мошенничества в аэропорту, связанные, в том числе, с поставками авиатоплива [1], [2].
В ноябре 2010 года было объявлено о возможном выводе акций кипрской компании DME Airport Limited - оператора и владельца "Домодедово" - на биржу. По некоторым сведениям, она была специально создана "специально под грядущее IPO" [8]. Аналитики предполагали, что IPO могло пролить свет на информацию об истинных бенефициарах аэрокомплекса [11], [18]. В мае 2011 года "Домодедово" опубликовало данные о своих акционерах. Тогда сообщалось, что Каменщик является бенефициаром всех ста процентов управляющей компании аэропорта, причем в этом качестве был назван офшор с другим названием - DME Limited, зарегистрированный на острове Мэн [9], [10], [8]. Впрочем, уже через несколько дней после этого было объявлено, что "Домодедово" откладывает вывод акций на биржу [7].
В апреле 2011 года президент России Дмитрий Медведев, комментируя ситуацию вокруг аэропорта, заявил, что "коммерческие структуры должны быть открыты, а не прятаться и уходить от ответственности" [9], [11], [10]. В июне 2011 года в офисах "Ист Лайна" прошли обыски, и, несмотря на раскрытие информации о собственниках аэропорта, был допрошен и сам Каменщик. Отмечалось, что показания он давал для того, чтобы помочь правоохранительным органам помочь "разобраться в вопросах владения акциями аэропорта" [5].
21 июля 2011 года в Следственном комитете РФ заявили, что при допросе Каменщика в качестве свидетелей по делу о безопасности в аэропорту "Домодедово", тот заявил, что не является его собственником. Также Каменщик рассказал следователям, что действительно управляет аэропортом по контракту с Airport Management Company Ltd и является консультантом данного офшора. И Каменщик, и Валерий Коган, также проходящий свидетелем по этому делу, назвать настоящих владельцев "Домодедово" отказались [4], [3].
Каменщник - лауреат Национальной общественной премии имени Петра Великого (2001) и премии "Персона года-2001". Также он награжден орденом "Слава России", учрежденным музейно-выставочным центром "История отечественного предпринимательства" [6], [34], [44].
В 2004 году Русский Forbes оценивал состояние Каменщика в 270 миллионов долларов [32]. В 2011 году то же издание отмечало, что его состояние составляет 1,1 миллиарда долларов, а журнал "Финанс" называл бизнесмена владельцем состояния в 1,2 миллиарда долларов [13], [17].
Каменщик женат, у него есть сын [28], [43], [47], [32]. По сведениям СМИ, предприниматель увлекается спортом - восточными единоборствами (имеет черный пояс по чхвегвандо), сноубордом, дайвингом и катанием на горных лыжах. Пилотирует спортивные самолеты [43], [40], [47].
Использованные материалы
[1] Николай Сергеев. Для дела о транспортной безопасности не было повода. — Коммерсантъ-Online, 20.04.2012
[2] Елена Белова. Теракт без регламента. — Газета.Ru, 20.04.2012
[3] Сергей Машкин. Аэропортом Домодедово не удалось овладеть. — Коммерсантъ, 21.07.2011. — № 132 (4673)
[4] Следственный комитет признал, что ему не известны собственники аэропорта "Домодедово". — NEWSru.com, 20.07.2011
[5] Дмитрий Каменщик допрошен при выемке документов в "Домодедово". — Интерфакс, 30.06.2011
[6] Каменщик Дмитрий Владимирович. — Коммерсантъ-Online, 31.05.2011
[7] Алексей Непомнящий, Анастасия Дагаева. Каменщик отменил шоу. — Ведомости, 31.05.2011
[8] Константин Аракелов. Домодедово не взлетело. — Пf - Сообщество инвесторов. Авторские блоги., 31.05.2011
[9] Владельцем 100% Домодедово оказался Дмитрий Каменщик. — Газета.Ru, 18.05.2011
[10] Владельцем 100% акций Домодедова оказался Дмитрий Каменщик. — Infox.ru, 18.05.2011
[11] Аэропорт почти не виден. — Московский комсомолец, 16.05.2011. — № 25642
[12] "Домодедово", откройся! — Ведомости, 10.05.2011
[13] Богатейшие бизнесмены России - 2011. Дмитрий Каменчук. — Русский Forbes, 15.04.2011
[14] Валерий Вайсберг. Дмитрия Каменщика не признают владельцем аэропорта Домодедово. — Маркер, 07.04.2011
[15] Аэропорт "Домодедово". — Коммерсантъ-Справочник, 29.03.2011
[16] Эксперт попытался разобраться, кто является собственником аэропорта "Домодедово". — NEWSru.com, 21.02.2011
[17] Рейтинг российских миллиардеров 2011. — Финанс, 14.02.2011. — № 5 (384)
[18] Домодедово планирует IPO объемом $1 млрд. — ГлобалМСК.ру, 30.11.2010
[19] Домодедово приняло A380. — РБК daily, 16.10.2009
[20] Ольга Плешанова. Домодедово дождалось нелетной погоды. — Коммерсантъ, 02.07.2008. — № 112 (3929)
[21] Принадлежащий "Ист Лайну" комплекс "Домодедово" национализируют. — РИА Новости, 03.04.2008
[22] Сергей Стариков. "Домодедово" оставили в покое. — РБК, 15.06.2007
[23] Ольга Кондрашова, Алексей Екимовский. Домодедовские наземные линии. — Коммерсантъ-Украина, 19.03.2007. — № 43/П
[24] Board of ACI EUROPE. — ACI EUROPE, 19.01.2007
[25] Михаил Кукушкин. "Ист Лайн" получила аэропорт в аренду на 75 лет. — Время новостей, 25.10.2006. — №196
[26] Штаб всему голова. — Сайт ГУВД по Свердловской области, 06.10.2006
[27] Елена Мазнева. Защитник бизнеса. — Ведомости, 23.11.2005. — №220 (1501)
[28] Кто есть кто в "Золотой сотне" - 2005. — Русский Forbes, 02.06.2005
[29] Дмитрий Бутрин, Денис Рыжкин. "Ист Лайн" продал производителя электричек. — Коммерсантъ, 14.10.2004. — № 192 (3031)
[30] Закрытое акционерное общество "ИСТ ЛАЙН ХЭНДЛИНГ". Ежеквартальный отчет за II квартал 2004 г. — Аэропорт "Домодедово", 02.08.2004
[31] Татьяна Рыбакова, Тимур Хикматов. Алюминиевый король купил "Авиалинии Кубани". — Финансовые Известия, 15.06.2004
[32] Золотая Сотня-2004. — Русский Forbes, 13.05.2004
[33] Рената Ямбаева. "Ист Лайн" сходит с рельсов. — Коммерсантъ, 13.11.2003. — № 207 (2810)
[34] Святейшему Патриарху Алексию II присужден орден "Слава России". — Правда.Ру, 30.10.2003
[35] Группа Ист-Лайн наладила связи с верхами. — Компромат.Ру, 13.07.2001
[36] "Домодедово" сверяет курс. — Авиатранспортное обозрение, 15.01.1999. — № 16
[37] Дмитрий Каменщик, 31 год. — Компания, 21.12.1998. — №47 (48)
[38] Разум дал крылья. — Эксперт, 29.06.1998. — № 24 (141)
[39] Полет над гнездом инвестора. — Итоги, 17.06.1997. — № 24
[40] Каменщик, Дмитрий Владимирович. — Большая биографическая энциклопедия. — Версия от 04.05.2012
[41] Дмитрий Каменщик. Регулирование импортной деятельности России в 1992-2002 гг. — Хранилище диссертаций РГБ. — Москва 2003
[42] Борьба за китайские носки или судьба контрабандиста. — Стрингер. — Январь 2002
[43] Каменщик Дмитрий Владимирович. — Кто есть кто в Деловом Петербурге. — Версия от 04.05.2012
[44] Лауреаты Национальной премии им. Петра Великого 2001 года. — Международный клуб менеджеров имени Петра Великого (mkmpv.ru). — Версия от 04.05.2012
[45] Бизнес-справочник. Каменщик Дмитрий. — Rb.Ru. — Версия от 04.05.2012
[46] Дмитрий Владимирович Каменщик. — Московский аэропорт "Домодедово". — Версия от 04.05.2012
[47] John Frank-Keyes. Dynamism the key to Domodedovo transformation. — Communique Airport Business. — March 2005
Источник: http://lenta.ru/lib/
Энциклопедия ньюсмейкеров. 2012.